Крах специализма. Постиндустриальной экономике нужны люди, которые умеют все
Неизвестно, какие знания и навыки понадобятся в будущем. Учиться придется всю жизнь. Рынок труда все менее стабилен. В первую очередь нужно учить учиться, а уж потом — постигать специальность. Мебиус и Шонле поясняют, откуда взялись эти банальные сегодня лозунги. Вот главные пружины организационных реформ: рост производительности труда, глобализация и уже в третью очередь IT.
В эпоху индустриализации массовое производство было негибким: заводы и фабрики выпускали ограниченный ассортимент товаров, спрос на которые был предсказуемым. В этих условиях, по Смиту, производительность увеличивалась с ростом специализации трудящихся. Но уже к 60-м годам прошлого века ситуация начала меняться: рост производительности и конкуренции сделал привлекательными нишевые рынки, и туда устремились новые игроки. У покупателя появилась возможность получать за ту же цену товар, более приспособленный к его нуждам. А значит, с точки зрения производителя, более разнообразный. “В 70-е и 80-е годы резко увеличилось разнообразие товаров в универсальных магазинах. Больше вещей стали продавать со скидкой, потому что приходилось чаще обновлять ассортимент”, — констатирует Мебиус. Вскоре подоспела глобализация, открывшая рынок для многих нишевых продуктов. “Взять, к примеру, Porsche, — рассуждает гарвардский экономист. — Эти автомобили в нынешнем виде не могли бы выжить на рынке, если бы их потребляли только в Германии”.
Глобализация начала давить на рынки труда 20-30 лет назад, а в последние 5-10 лет к ней присоединилась IT-революция. Началась она, конечно, раньше, но много времени ушло на разгон. В 1980-х гг. нобелевский лауреат Роберт Солоу говорил, что компьютеры видны везде, кроме статистики производительности труда. Недавно он изменил свое мнение: компьютеры мощно повлияли на производительность, но произошло это уже в 1990-е гг. Например, авиакомпаниям потребовалось время, чтобы разобраться, как с помощью Интернета наладить торговлю авиабилетами так, чтобы и расходы сократить, и пассажирам было удобней.
Права, на все представленные материалы принадлежат их законным авторам, на сайте размещены исключительно в ознакомительных целях, в случае если вы заметите, что ваши права нарушаются, сообщите нам через
форму обратной связи