Что касается персональной стимуляции, то мы рекомендуем составлять так называемые карты мотиваторов, которые при работе очень помогают понять линейным руководителям, нужен ли конкретный бонус сотруднику. Одному нужны деньги, другому – карьера, третьему – четко сформулированные задачи. В идеале у руководителя должен быть мотивационный профиль каждого сотрудника, чтобы внедряемые стимулы можно было проверить на эффективность на каждом конкретном работнике. Например, в одной компании пакет бонусов на каждого работника составляет более 100 тыс. руб. в год: медицинские услуги, фитнес, стажировки, – но работники выражают недовольство, мол, клиники на другом конце года, время для тренировок неудобное и т. д. То есть компания хотела сделать как лучше, а сотрудники восприняли нововведение как диктат.
Оптимальный вариант – выдача сертификатов на необходимые человеку услуги. Пусть работник сам выберет себе нужные ему курсы, клуб, оптимальный график. Это и называется «принцип кафетерия», до сих пор очень редкий у нас. Метод эффективен для постоянного поддержания значимых для сотрудников мотиваций. При распределении социальных благ учитываются не только потребности сотрудника, но и его вклад в развитие фирмы.
В Челябинске пока нет примеров реализации этого метода, хотя желающих попробовать много. Останавливают сложности: непросто оценить заслуги каждого сотрудника адекватно, а затем наладить справедливый учет и распределение бонусов. Действует принцип: мы внедряем, а потом смотрим, повлиял новый стимул или нет. Чтобы правильно распределять мотиваторы, необходимо научиться считать нематериальные стимулы, демонстрировать эти «довески» к зарплате, «пиарить» их, разъяснять их смысл работникам, чтобы они ценили компанию, в которой работают. У сотрудников должно отложиться в голове, какую они пользу принесли фирме и как предприятие позволило им проявить себя. Не привлекая внимание к мотиваторам, руководители сами обесценивают их. Постоянная работа с мотиваторами требует отдельного управленческого блока и финансовых затрат, немногие компании могут себе это позволить. Еще важная деталь – нельзя делать все бесплатным. Какую-то часть услуг люди должны оплачивать самостоятельно. Потому что в противном случае появляется эффект «халявы», и человек не ценит бонусы.
При внедрении стимулов мы часто идем на поводу у моды.
Некоторые стимулы из мотиваторов могут превратиться в демотиваторы. Например, ответственность для руководителей и топ-менеджеров – это стимул к более активной работе, у них появляются новые обязанности и рычаги власти. Для простых работников ответственность часто выступает демотиватором, если она не подкреплена полномочиями и ресурсами. Также, по словам Галины Веричевой, спорен и такой мотиватор, как обучение или стажировка.
Права, на все представленные материалы принадлежат их законным авторам, на сайте размещены исключительно в ознакомительных целях, в случае если вы заметите, что ваши права нарушаются, сообщите нам через
форму обратной связи